- Суд церковный
- христианской православной Церкви принадлежит троякого рода власть: законодательная, издающая законы для устройства церковной жизни; административная, имеющая целью проведение церковных правил в жизнь верующих; и судебная, имеющая своим назначением восстановление нарушенных в Церкви прав и отношений, разрешение разного рода споров между членами Церкви, исправление нарушителей церковных правил определенными средствами (церковными наказаниями) и чрез то охранение святости церковных установлений и богоучрежденного порядка в Церкви. Формальное осуществление церковною властью предоставленных ей законом судебных прав составляет церковный суд. Господь наш Иисус Христос, вверяя судьбы созданной Им Церкви апостолам и их преемникам епископам, не разделил между ними разного рода видов власти в Церкви законодательной, судебной и пр., но каждому из них передал всю полноту власти церковного управления, следовательно и власти судебной (Иоан. 20, 21 - 23). Так именно понимали свои права сами апостолы и постановленные ими епископы; так смотрели на них и все верующие, которые даже в житейских тяжбах охотнее прибегали к суду епископскому, чем гражданскому. Поэтому всякая попытка изъять церковно-судебные дела из круга предметов, подведомых епархиальному епископу, должна быть рассматриваема, как незаконное посягательство на неотъемлемо принадлежащие епископу права и как незаконное ограничение данных ему Церковью полномочий. В древней христианской Церкви епископа мог судить только областной собор епископов от всей митрополии (ап. пр. 74); пресвитера судили шесть епископов и его епископ, а диакона три епископа; дела по проступкам прочих клириков рассматривал и оканчивал один епархиальный архиерей (Карфаг. 12, 29). По действующим законам в русской церкви, церковный суд сосредоточивается в двух главных инстанциях: в Св. Синоде, облеченном высшею судебною властью по рассмотрению судебных дел не только в апелляционном, но и в ревизионном порядке; и в духовной консистории, состоящей под непосредственным начальством епархиального архиерея. Консисторскому или епархиальному суду подлежат: 1) лица духовного звания: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по взаимным спорам, могущим возникать из пользования движимою и недвижимою церковною собственностью; в) по жалобам духовных и светских лиц на духовных лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. 2) Люди светского звания: а) по делам о браках, совершенных незаконно; б) по делам о прекращении и расторжении браков; в) по случаям, в которых нужно удостоверение о действительности события браков и рождении от законного брака; и г) по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии (уст. дух. конс. ст. 148). Дела о проступках и преступлениях священно-церковнослужителей против должности, благочиния и благоповедения могут начинаться по сообщениям присутственных мест или должностных лиц; по донесениям благочинных или членов причта; по прошениям прихожан; по жалобам от лиц духовных или светских; по замечаниям в клировых ведомостях; по сведениям, могущим доходить до епархиального архиерея, и наконец, по собственному признанию виновных (ст. 153 там же). По существу своему, епархиальное судопроизводство о лицах духовного звания может быть двоякое: или непосредственно-архиерейское, или консисторское; первому подлежат проступки неведения и нечаянности, требующие исправления и очищения совести священнослужителя иерархическим действием архиерея, неудобоподвергаемые гласности и формам обыкновенного суда, вообще проступки, не соединенные с явным вредом и соблазном. Суд архиерейский совершается без формального делопроизводства, не допускает никаких апелляций к высшей власти и имеет своим последствием одно лишь архипастырское вразумление виновного или назначение последнему приличной епитимии с прохождением оной на месте или в архиерейском доме, до двух недель. В епархиях, расположенных на больших пространствах, или где вызов подобных людей неудобен по отдаленности, архиерей поручает вразумление обвиняемого кому-либо из доверенных дух. лиц. Случаи подобного суда не вносятся в формулярный список состоявшего под судом. Консисторский суд начинается с формального следствия, производство которого возлагается епархиальною властию на доверенное духовное лицо (уст. д. к., ст. 155 - 158). Духовному лицу, оговоренному в преступлении, запрещается священнослужение, смотря по обстоятельствам, какие помещены в самом оговоре и какие открываются при следствии, и смотря по прежнему поведению подсудимого. Распоряжение в этом вверяется усмотрению местного архиерея (там же, ст. 159).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.